16.11.2023
Семінар-практыкум “Як бацькі могуць дапамагчы дзіцяці вучыцца”
Захаванне рэжыму дня — важная ўмова паспяховай вучобы дзіцяці. Кантроль бацькоў за выкананнем дамашніх заданняў школьнікаў. Тыповыя памылкі бацькоў у арганізацыі вучэбнай работы дзіцяці.
Семінар-практыкум
“Бяспека падлеткаў у сетцы Інтэрнэт”
Віртуальная рэальнасць: магчымасці і небяспекі. Асноўныя правілы медыябяспекі для бацькоў і падлеткаў. Прафілактыка інтэрнэт-рызык. Як зберагчы дзіця ад небяспекі ў сацыяльных сетках.
Круглы стол «Падрыхтоўка старшакласнікаў да будучага сямейнага жыцця”.
Выхаванне старшакласніка як будучага сем'яніна. Фарміраванне ўсвядомленага стаўлення да ўступлення ў шлюб і будучага сямейнага жыцця. Фарміраванне каштоўнасных адносін да бацькоўства, нараджэння і выхавання дзяцей.
16.12.2022
16 декабря в учреждении образования в рамках "Родительского университета" прошло заседание кафедры "Основы правовых знаний"
Перед родителями выступила медработник Ольгомельской
Авоп - Мишкова Н.М., которая рассказала родителям о вреде долгого нахождения в сети интернет.
Занятие с родителями подростков с элементами тренинга по профилактике отклоняющегося поведения «Справимся вместе».
Ведущий: Кудласевич Татьяна Ивановна, педагог социальный
Цель:
- формирование воспитательного ресурса семьи, направленного на коррекцию отклоняющегося поведения подростков.
Задачи:
- повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по данной тематике;
- расширение информационного поля в контексте данной проблемы;
- формирование родителем эмоциональной, когнитивной и поведенческой установки ребенка на неприятие отклоняющегося поведения;
- инвентаризация имеющихся и недостающих личностных ресурсов для реализации личной позиции в данной тематике
Форма занятия: занятие с элементами тренинга
Методы работы:
- мини-лекция
- работа в малых группах
- дискуссия
Оборудование: листы ватмана, листы альбомной бумаги, фломастеры, наборы цветных карандашей, восковых мелков, красок
Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но они есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,
некоторые – хлебными колосьями,
некоторые - злым чертополохом.
В. Солоухин «Камешки на ладони»
План:
№ п\п |
Содержание |
I |
Вводная часть |
I.1. |
Знакомство участников |
I.2. |
Принятие правил «Наши правила» |
I.3. |
Упражнение «Поменяйтесь местами те…» |
II |
Основная часть |
II.1. |
Упражнение: «Чистый лист» |
II.2 |
Упражнение: «Мой ребенок - идеальный; мой ребенок - реальный » |
II.3 |
Упражнение «Трудные ситуации» |
II.4 |
Упражнение «Пальцы Марии» |
II.5 |
Упражнение «Облака настроения» |
III. |
Заключение |
III.1 |
Ритуал прощания |
III.2 |
Обратная связь |
|
|
Ход занятия:
I. Вводная часть
Знакомство участников с темой и целью занятия.
Ведущий представляется, сообщает участникам цель данной работы, что в ходе работы каждый участник получит возможность расширить представления о формировании профилактического и воспитательного ресурса семьи, направленного на коррекцию девиантного поведения подростков.
I.1. Знакомство
Цель: знакомство, настрой на работу, снятие психологических барьеров
По кругу я попрошу вас представиться, назвав свое имя и высказать свое мнение к этой проблеме.
I.2 «Наши правила»
Педагог предлагает ввести правила, которые будут действовать на протяжении всего занятия.
Правила:
1. Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).
2. Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.
3. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.
4. Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».
5.Активность: чаще всего, те, кто проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании тренинга больше, чем те, кто был пассивен.
6. Искренность
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
7. Отключение мобильных телефонов.
Во время тренинга отключать мобильные телефоны или поставить их на вибрационный режим.
I.3 Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”
Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к занятию.
Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.
Примерный перечень:
- Кто часто чувствует позитивное отношение к окружающим.
- У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.
-У кого дети часто обращаются за помощью к родителям.
Обсуждение: Давайте подведем итоги первой части нашего занятия, которая была направленная на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения.
II. Основная часть
II.1. Упражнение «Чистый лист»
Цель: осознание факторов риска, которые подталкивают ребенка к отклоняющемуся поведению
(Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье - часть ее души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники - происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя - еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ........
Когда он становится никому не нужен ... что происходит с его душой?
(В листе бумаги должна появиться большая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой .... и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.
Материал для ведущего:
Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка к отклоняющемуся поведению.
• Семья
• Наследственность
• Проблемы в подростковом возрасте
• Отсутствие прочных социальных связей.
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений. Отсутствие прочных связей в семье инициируют в таких подростков постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают чувство провала, безнадежности, и поэтому они уже не способны устанавливать близкие отношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше удаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны окружения.
II.2.Упражнение: «Мой ребенок – идеальный; мой ребенок – реальный»
Цель: осознание индивидуальных и личностных качеств своего ребенка
Подчеркните качества, которые вы больше всего цените в других людях. Выпишите в графу «Мой ребенок реальный» по три качества из каждой графы, которыми, на ваш взгляд, обладает ваш ребенок (Приложение 1).
Бланк к упражнению:
«Мой ребенок – идеальный; мой ребенок – реальный»
Мой ребенок - идеальный |
Мой ребенок - реальный |
||
В общении |
В деле |
В душе |
|
Вежливость |
Аккуратность |
Справедливость |
|
Доброжелательность |
Ответственность |
Принципиальность |
|
Искренность |
Инициативность |
Самокритичность |
|
Уравновешенность |
Порядочность |
Милосердие |
|
Отзывчивость |
Самостоятельность |
Бесстрашие |
|
Обаятельность |
Добросовестность |
Честность |
|
Тактичность |
Вдумчивость |
Великодушие |
|
Терпимость |
Трудолюбие |
Сочувствие |
|
Щедрость |
Целеустремлённость |
Доброта |
|
Обсуждение: какие трудности вызвало выполнение этого задания?
II.3. Работа в группах.
Упражнение “Трудные ситуации”
Цель: формирование воспитательного ресурса семьи, направленного на коррекцию отклоняющегося поведения подростка.
Группа делится на две подгруппы. Уважаемые родители, вам предлагаем следующие ситуации. Раздаем листочки с ситуациями. Ваши действия…
Ситуации:
Классный руководитель позвонил вам сказав, что ваш ребенок весь урок баловался, мешал другим ученикам, после сделанного ему замечания, вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью, и больше не вернулся на урок.
Классный руководитель позвонил вам сказав, что ваш ребенок подрался с одноклассником, оскорбил учителя, когда тот сделал ему замечание. Ушел с уроков, никого не поставив в известность.
Материал для ведущего:
«Добро воспитывается добром, а зло - злом». Подросток делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь подростку поверить в себя, осознать свои возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ситуации успеха своему ребенку.
II.4. Упражнение «Пальцы Марии».
Цель: - снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.
Все участники сидят в кругу. Ведущий показывает движения, которые выполняются в три счета: на счет «раз» все поднимают указательный палец правой руки вверх; на счет «два» ставят ладонь левой руки на поднятый палец соседа слева; на счет «три» все должны убрать свой палец и поймать соседа слева.
II. 5. Упражнение «Облака настроения»
Цель: инвентаризация имеющихся личностных ресурсов для реализации личной позиции родителя
Задание для родителей: «Нарисуйте на левой половине листа бумаги два серых облака и напишите в каждом одну свою «трудную» мысль, начинающуюся со слов «Мне трудно с моим ребенком….». Рядом на правой стороне листа нарисуйте два светлых облака, в которых превратите каждую свою «трудную» мысль в обнадеживающую «Я справляюсь с этим...» или «Мне поможет справиться с этим…»
Вопросы для обсуждения:
Попросите желающих рассказать о том, что у них получилось. И поделиться с другими. Поощрите за уверенность и умение позитивно себя настраивать.
II.6. Релаксация
Цель: снятие эмоционального напряжения.
…Сядем, расслабимся, закроем глаза, ощутим, как приятное тепло разливается по нашему телу. Представьте себя на берегу озера на рассвете. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды и небо. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды. Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Среди бескрайних просторов нашей планеты есть тайные озера. Эти озера наполнены волшебством детства и мудростью прошлых поколений. Каждое озеро это тайна…тайна постоянно меняющая свои очертания и глубину. Кто-то увидит только гладь озера, кто-то готов добраться до его глубин. А стоит ли вообще пытаться узнать тайны озер? А может обойти их стороной, или научиться плавать в их загадочных водах, узнавая ответы на самые сокровенные вопросы. У тебя всегда есть выбор. Озера - это как детские души, как отдельные миры со своей судьбой… Сегодня у вас есть шанс окунуться в тайны Озер детской души, посмотреть, услышать, почувствовать, узнать и удивиться. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света.
III. Заключение
III.1. Ритуал прощания.
- В завершении встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами постараемся избавиться от всего плохого, отрицательного, что может быть на душе, отправив весь «негатив» в космос. По команде начинайте сближаться, постепенно поднимая руки вверх и с повышением произнося протяжно, резко обрывающееся «у-у-у»!
III.2. Обратная связь
1. Что было для вас интересным?
2. Насколько полезным для себя вы считаете это занятие?
3. Будете ли вы применять полученный опыт (знания) в своих жизненных ситуациях?
«Мой ребенок – идеальный; мой ребенок – реальный»
Мой ребенок - идеальный |
Мой ребенок - реальный |
||
В общении |
В деле |
В душе |
|
Вежливость |
Аккуратность |
Справедливость |
|
Доброжелательность |
Ответственность |
Принципиальность |
|
Искренность |
Инициативность |
Самокритичность |
|
Уравновешенность |
Порядочность |
Милосердие |
|
Отзывчивость |
Самостоятельность |
Бесстрашие |
|
Обаятельность |
Добросовестность |
Честность |
|
Тактичность |
Вдумчивость |
Великодушие |
|
Терпимость |
Трудолюбие |
Сочувствие |
|
Щедрость |
Целеустремлённость |
Доброта |
|
«Мой ребенок – идеальный; мой ребенок – реальный»
Мой ребенок - идеальный |
Мой ребенок - реальный |
||
В общении |
В деле |
В душе |
|
Вежливость |
Аккуратность |
Справедливость |
|
Доброжелательность |
Ответственность |
Принципиальность |
|
Искренность |
Инициативность |
Самокритичность |
|
Уравновешенность |
Порядочность |
Милосердие |
|
Отзывчивость |
Самостоятельность |
Бесстрашие |
|
Обаятельность |
Добросовестность |
Честность |
|
Тактичность |
Вдумчивость |
Великодушие |
|
Терпимость |
Трудолюбие |
Сочувствие |
|
Щедрость |
Целеустремлённость |
Доброта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21.10.2022 г. Тема «Значение отметки в жизни школьника»