Родительский университет
Практические советы по повышению мотивации
С чего все начинается?
Ошибка родителей №1.
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.
Ошибка родителей №2.
Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.
Ошибка родителей №3.
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
Ошибка родителей №4.
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.
Ошибка родителей №5.
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.
Ошибка родителей №6.
Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей).
Ошибка родителей №7.
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
Ошибка родителей №8.
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.).
Ошибка родителей №9.
«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.
Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.
Ошибка родителей №10.
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.
Как родителям повышать учебную мотивацию школьников.
- Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
- Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
- Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.
- Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят, по крайней мере, 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.
- Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.
- Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
- Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.
- Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.
- Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.
- Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.
- Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
- Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
- По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
- Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
- Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
- Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
- Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.
- Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
- Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
- Любите ребенка.
Как повысить учебную мотивацию подростков?
Цель: повысить знания родителей о методах, эффективно формирующих учебную мотивацию у подростков.
Раскрыть понятие «школьная мотивация»
Познакомить родителей с методами мотивации
Расширить представления о подростковом возрасте
Если ребёнок с удовольствием учился в начальных классах, а с переходом в среднюю школу его интерес к учёбе начал снижаться, это может происходить по многим причинам. Возможно, пропал эффект новизны, или учебный азарт вытеснили новые увлечения.
Учащегося начальных классов мотивирует учиться сам процесс получения новых знаний — достаточно лишь сделать его увлекательным. Подростку же важнее доказать миру, что он уже не ребёнок, получить уважение сверстников и признание старших.
Подростковый возраст – время всей перестройки организма.
В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.
Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:
Скука. Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, уроки.
Чувство взрослости. Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
Запугивание. Часто школьников, начиная уже с начальной школы, пугают экзаменами. «Это будет на экзамене», «Не запомнишь – не сдашь экзамен». Желания учиться такие слова не прибавляют, а совсем наоборот.
Неблагоприятные отношения в семье. Для желания учиться, ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
Неуспеваемость. Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.
Перегруженность. С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам.
Гиперактивность. Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника.
Отсутствие интереса. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно.
Конфликты с учителями. В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей – выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
Отношения с одноклассниками. В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопониманиях с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.
Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.
Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности.
Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.
Желание самореализации может стать хорошей основой мотивации подростков к учёбе.
Объясните ему, что быть взрослым — значит брать на себя ответственность и принимать решения, а серьёзное отношение к учёбе будет лучшим способом доказать окружению свою состоятельность. Такая мотивация учебной деятельности, а также грамотная система поощрения и конструктивная критика позволят сформировать у подростка более зрелое отношение к учёбе, осознать важность самообразования и понять, зачем учёба необходима лично ему.
Чтобы успешно учиться, подростку важно осознавать практическую пользу получаемых знаний: как они пригодятся в жизни, помогут реализовать мечту, повлияют на его социальный статус и так далее.
Чтобы выбрать правильную методику учебной мотивации подростка, необходимо выяснить, что именно привлекает его в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с учётом его потребностей.
Если подросток не хочет учиться и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:
- Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.
- Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.
- Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».
- Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков.
- Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Увлекается компьютерами – расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.
- Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.
Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом.
- Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.
- Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.
- Хвалите ребёнкаи вместе радуйтесь его успехам. Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.
Помните о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.
Главный совет родителям подростка — будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие.
Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.
Подростковый период – сложен для каждого ребёнка и его родителей. В ваших силах сделать так, чтобы он прошёл легче и интересней, не навредил учёбе. Помогите своему ребёнку. Он будет вам благодарен.
Памятка для родителей «Семья и семейные ценности»
Что такое для человека семья?
Это в первую очередь дом, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. А любовь родителей - величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Что такое семейные ценности?
Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.
Члены семьи становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другой. Честность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – доверие. Доверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять. Традиционные семейные ценности такие как: вера, верность, любовь, брак, уважение, доверие, взаимопомощь, доброта, понимание, святость материнства и продолжение рода – это далеко не полный, но основной список и современных семейных ценностей.
Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.
Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.
Желаем тепла, света и уюта Вашему дому!
Как помочь ребенку развить уверенность в себе и поднять собственную самооценку?
Дети ощущают себя несколько неуверенно в окружающем их мире без поддержки со стороны родителей. Неуверенность ребенка в детстве может в будущем перерасти в неуверенность в себе уже и во взрослом возрасте, неуверенность в принятии решений. Очень важно уже с малых лет помогать ребенку развивать уверенность в себе и поднимать его собственную самооценку.
Каким образом родители могут помочь своим детям почувствовать себя увереннее в этом мире?
Хвалите своих детей
Помните о том, что не все дети – прирожденные гении, не всем одинаково легко дается учеба, но абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует просто повнимательнее относиться к детям, чтобы отыскать этот талант, заложенный в ребенке, и развить его. Поощряйте всякое стремление ребенка к самовыражению и развитию и ни в коем случае не говорите ему, что ему не стать, к примеру, великим певцом либо танцором, либо художником. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку. Если у вашего ребенка что-то не получается, не решается очередная задача по математике, то вместо того, чтобы ругать его, окажите помощь и решите задачу вместе. Положительный результат не только придает уверенность в себе, но и повышает самооценку ребенка.
Родителям также следует помнить о том, что дети вдвойне болезненно воспринимают критику со стороны чужих людей (воспитателя, сверстников). Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, всегда старайтесь выяснить причину, поговорить с ребенком.
Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отзывы воспитателя, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за послушание. Похвала благотворно сказывается на самооценке детей.
Не обобщайте и не преувеличивайте какие-то отрицательные действия ребенка
У каждого из нас имеются определенные отрицательные черты, в том числе и у ребенка. Однако ни в коем случае не стоит их обобщать и еще больше раздувать. По этой причине, постарайтесь не использовать в общении с ребенком следующие фразы: "Ты меня НИКОГДА не слушаешь". "Ты ВСЕГДА плохо ведешь себя". "У тебя ПЛОХАЯ память". "У тебя СКВЕРНЫЙ характер".
Постоянным отрицанием можно подавить всякую уверенность ребенка в себе, а о его самооценке и говорить не придется. Если вы желаете, чтобы ваш ребенок начал вести себя лучше, слушать лучше, вам следует заменить отрицание на:
"Я очень расстраиваюсь, когда ты ведешь себя плохо". "Я думаю, что если бы ты слушал меня и окружающих внимательнее, то тебе бы все удавалось еще лучше". "Я переживаю, когда ты ведешь себя плохо". "Если у тебя есть какие-то проблемы, давай мы будем решать их вместе".
Предоставляйте детям право выбора
Предоставляйте право детям самим решать какие-то простые вещи (к примеру, в какую школу пойти учиться, в какую секцию записаться, чем заняться в свободное время). Самостоятельные решения также способствуют укреплению уверенности в себе и поднятию самооценки.
ЗОЖ-рекомендации-для-родителей
Рекомендации родителям : «Как научить ребенка жить в мире людей»
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве.
Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем. Если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.
Этим вопросам в классе были и будут ещё посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам всё время приходится возвращаться, ибо на них строится наша жизнь.
Информация к размышлению.
1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила - причина простая и легко исправимая.
2.Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями
3.Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.
4.Считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые.
Культура личности включает несколько аспектов:
1) Культура внешности — один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам кого-либо на основании только одной внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто ребёнок кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром весёлом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, капризно вытягивают губы вперёд. Взрослым необходимо сказать, что это плохо, некрасиво, что он становится не похожим на себя.
Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно - гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя» т.е., что бы школьник осознавал, «что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
2) Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.
Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать.
Игра «Если...»
1)...ребёнка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
2)...ребёнок живёт во вражде, он учится …(быть агрессивным).
3)...растёт в упрёках, он учится …(жить с чувством вины).
4)...в терпимости, он учится …(понимать других).
5)...хвалят, он учится … (быть благородным).
6)...растёт в честности, он учится … (быть справедливым).
7)...в безопасности, он учится … (верить людям).
8)...ребёнка поддерживают, он учится … (ценить себя).
9)...ребёнка высмеивают, он учится …(быть замкнутым).
10)...ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).
Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения. Потребность в любви удовлетворяются, когда ребёнку сообщается, что он нами любим, нужен нам, мы им дорожим, наконец, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, приветливой улыбке, в прямых словах: «Мне хорошо, когда мы вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть». Потребность в общении, в духовном контакте, когда, душа с душою говорит, эмоционально обогащает людей, развивает их лучшие человеческие качества. Как важна эта потребность в настоящее время взаимного отчуждения и недоверия.
3) Культура речи - ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка.
Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят.
Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие.
Хождение в гости — особый аспект культуры. Взрослым нужно помнить: чтобы сформировался определённый навык поведения, нужны упражнения. Для этого нужно использовать естественные жизненные ситуации, создавать условия, побуждающие к нравственным поступкам, позволяющие на практике овладевать правилами культуры поведения.
4) Культура быта.
Составной частью её является умение рационально и со вкусом организовать внешнюю среду и своё жилище, воспитывать стремление к комфорту. Культура быта включает в себя умение рационально использовать время. Необходимо выработать привычку к постоянному учёту времени и к планированию его. Однако в этом надо помочь. Как важна эта потребность в настоящее время взаимного отчуждения и недоверия.
Советы родителям по формированию культурного человека
— Не учите культуре назидательно, излишне морализируя, вызывая желание действовать назло.
— Привлекайте детей к посильной деятельности.
— Создавайте специальные ситуации - задания: встретить тётю Машу, позвонить по телефону.
— В выработке культуры поведения широко используйте игры и игровые ситуации.
— Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.
— Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Культура поведения в общественном транспорте, музее », « Мой внешний вид».
— Помните: вы - главный воспитатель, вы - пример.
У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Памятка для родителей
1.Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2.Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.
4.Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.
5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.
6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.
7.Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
«Как родители могу помочь ребёнку учиться»
Добрый день, уважаемые родители. Мы собрались с вами здесь, чтобы обсудить не мало важных вопросов связанных с учёбой детей. Но в первую очередь я предлагаю вам пройти небольшое анкетирование.
Первая анкета:
Знаете ли вы , всё ли благополучно у вашего ребенка?
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребёнка проблемы в школе. Если согласны с утверждением, то поставьте «+» Если утверждения к вам не относятся, то поставьте "-"
Вторая:
Какой вы родитель?
А сейчас, подсчитайте общее количество баллов. Конечно, вы понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.
И так, посмотрим сначала: какой вы родитель?
Встаньте те у кого 7-8 баллов
7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10
9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.
11-12
11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.
Спасибо!
Знаете ли вы , всё ли благополучно у вашего ребенка?
8-10 баллов – У Вашего ребёнка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, всё ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится. 6-7 баллов – В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребёнку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним. 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чём или ком источник школьных переживаний вашего ребёнка. 1-2 балла – Ребёнку крайне необходима Ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителем, психологом и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Сделаем вывод:
Мы с вами, как родители придаём большое значение образованию своих детей, но при этом не всегда точно знаем, как помочь ребёнку с учёбой, а во что лучше не вмешиваться.
Особенно остро этот вопрос стоит с начальной школой, когда всё только начинается, закладывается база и определяется отношение к учёбе на все будущее.
Можем ли мы помочь ребёнку эффективно учиться? Как вы думаете?
А как, конкретно вы помогаете?
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителей, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
- организация режима дня;
- контроль за выполнением домашних заданий;
- приучение детей к самостоятельности
Организация режима дня. В чем проявляется его особенность?
Какой режим дня у ваших детей?
Во сколько дети ложатся спать?
Чем они обычно занимаются перед сном?
Организация режима дня позволяет ребенку:
- легче справиться с учебной нагрузкой;
- защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
Направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий.
- Как вы контролируете выполнение заданий?
- контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю
- помощь детям должна оказываться своевременно
- как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения, контроль должен быть ненавязчивым и тактичным
- очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс
- надо учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать
например, РЕШАЯ ЗАДАЧУ, НЕОБХОДИМО:
- прочитать задачу, представить, о чем говорится; кратко записать условие, схему;
- пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи; подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;
- составить план решения задачи;
- проверить решение;
- записать решение в тетрадь.
Выполняя упражнение по русскому языку, белоруской мове необходимо:
- повторить правила;
- прочитать задания к упражнению,
- повторить, что нужно сделать;
- прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
- выполнить задание письменно;
- проверить работу.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
- какая бы погода ни была
- какие бы ни шли телепередачи
- чей бы день рождения ни отмечался
Уроки должны быть
выполнены, и выполнены хорошо.
Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.
Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца.Родители организуют режим для школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности. При планировании учебной работы и других его обязанностей по дому важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время, конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. В независимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медленные испытывают при этом особые трудности. Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу.
Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.
Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради, – не надо спешить показать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: "Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибки или нет?” И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка. Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. Если они дают дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание их должно быть согласовано с ним.
Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.
Направление помощи — приучение к самостоятельности
- не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам
- не давайте готового ответа на их вопросы
- учите детей выделять учебную задачу
Организация рабочего места. Важным является и место выполнения работы
1.Оно должно быть постоянным.
- Никто не должен мешать ученику.
3.Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
4.Очень важен темп работы.
5.Работают хорошо те, кто работает быстро.
Направление помощи — приучение к самостоятельности
- не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам
- не давайте готового ответа на их вопросы
учите детей выделять учебную задачу.
Составление правил, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
- Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь обязательно помогите ему. При этом:
- возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, а остальное предоставьте делать самому;
- по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
- Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте. Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте. Решайте жизненные ситуации. Научить собственного ребенка думать - главная обязанность родителя! Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
- Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
- Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
- Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
Методическая разработка интерактивного занятия "Противоправное поведение несовершеннолетних и его профилактика"
Интерактивное занятие
«Противоправное поведение несовершеннолетних и его профилактика»
Березовская Анна Николаевна
Государственное учреждение образования
«Ольгомельская средняя школа»
Цель мероприятия: актуализация проблемы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Задачи мероприятия: сформировать представление о причинах и последствиях правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; повысить информированность участников об основах системы профилактики правонарушений и преступлений.
Предполагаемый результат: формирование у участников адекватной оценки поведения несовершеннолетних, связанного с возрастными особенностями; понимание причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних; формирование способности прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с детьми; повышение социальной роли родителей, правовой и психологической грамотности и ответственности за поведение несовершеннолетних.
Используемые методы: интерактивная форма проведения занятия, просмотр видеоролика, анализ и вывод увиденного, работа в группах, использование интерактивных методов, приёмов и упражнений «Объясни другому», «Ассоциация», «Список», «Закончи предложение».
Используемое оборудование: проектор для воспроизведения видеоролика и презентации, ватманы, фломастеры, маркеры, раздаточный материал для работы в группах.
Сценарий мероприятия
1.Вступительная часть (озвучивание темы и цели занятия, создание благоприятной атмосферы в группе, принятие правил).
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о профилактике правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, об ответственном поведении наших детей.
- Чтобы наше общение было продуктивным, давайте примем правила коллективной работы, которые помогут нам создать активную, творческую атмосферу.
Правила:
- телефон в режиме «ожидание»;
- правило одного голоса (один говорит – остальные слушают);
- все мнения ценны и не подвержены критике;
- краткость – сестра таланта;
- пассивный человек – шпион (активность каждого);
- правило «Стоп» (отказ от высказывания или участия в каком-либо упражнении, используется только один раз).
- В начале нашего занятия я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
(Просмотр видеоролика «Бумеранг добра»)
Обсуждение:
- Какие чувства и эмоции вызвал просмотр видеоролика?
- Как вы думаете, почему этот видеоролик был показан в данной теме?
- Основная часть.
- Почему люди совершают правонарушения и преступления?
- Древнегреческий философ Демокрит сказал (слайд): «Не из страха, а из чувства долга должны воздерживаться от дурных поступков».
- Какой смысл несут слова Демокрита? (высказывания присутствующих)
- Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые средства, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках лёгкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И, тем не менее, количество несовершеннолетних, которые совершают правонарушения, растёт. Почему? На этот вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.
- Что такое правонарушение? Преступление? (высказывания участников)
Определение: правонарушение – виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое дееспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность. (слайд) Преступление – общественно-опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности (слайд).
- Как вы считаете, какие правонарушения среди подростков совершаются чаще? (высказывания участников)
- С какими словами у вас ассоциируется слово правонарушитель? (ответы участников)
- Сейчас мы с вами попробуем создать образ правонарушителя. Для этого нам нужно разделиться на 3 группы (приём «Светофор»). Модель вы можете изобразить в любой форме: словесно, рисунком, схемами, ассоциациями, поступками или действиями. Время на выполнение – 5 минут. Затем представитель от каждой команды делает презентацию коллективной работы.
Обсуждение: Чем вы руководствовались при составлении модели? Как составлялась модель? Помог ли вам ваш личный опыт?
- Насилие, жестокость, агрессивность всё чаще и чаще встречаются в подростковой среде. В волну преступности попадают несовершеннолетние. Школа прикладывает максимум усилий, чтобы правонарушений среди учащихся не было. Однако, главную роль, на мой взгляд, в профилактической работе играет семья, поскольку именно она является главным институтом воспитания детей. Ведь всё начинается с семьи.
- С помощью метода «Объясни другим» мы познакомимся с лекционным материалом, попробуем разобраться в причинах появления подростков, склонных к правонарушениям. Для этого каждая группа получит карточку с одной из причин, вам необходимо в группах обсудить имеющий материал, можно дополнить, а затем донести её всем участникам занятия.
Причины:
1.Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Для ребёнка самый действенный образец - это его родители. Асоциальное поведение (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости, недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребёнок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми в не семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
2.Гиперопека.
Нет свободы выбора у ребёнка, так как родители, боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить. Все стараются решить за них. Следствие – инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребёнка.
3.Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка.
В семье, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычек к разумному самоограничению нередко толкает их на преступление, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
4.Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждений и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
(После обсуждения в группах, представитель команды знакомит с материалом присутствующих. Далее проходит обсуждение.)
- Сейчас я предлагаю вам, работая в группах, определить причины совершения правонарушений, а также их последствия и возможные альтернативы.
Участники делятся на три группы (приём «Семья»), проводится упражнение «Список», на выполнение даётся 5 минут.)
Первая группа пишет причины совершения правонарушений.
Вторая группа – последствия.
Третья группа – возможные альтернативы.
По истечении времени списки передаются по часовой стрелке другой команде, каждая команда дополняет список. После того, как списки вернулись в свои команды, один из участников делает презентацию списка.
3.Заключительная часть (подведение итогов занятия).
Рефлексия «Закончи предложение».
- Наша встреча подходит к своему завершению. Я предлагаю вам продолжить предложение:
Сейчас я чувствую…
Для меня было важно…
В жизни мне пригодится…
Список использованных источников:
1. https://www.adu.by/
2. http://www.schoolnet.by/
3. https://multiurok.ru/
4. https://ped-kopilka.ru/
Родительский университет «Значение отметки в жизни школьника»
21.10.2022 г.
Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают и ты будешь в полной безопасности от них.
Марк Аврелий
Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Чтобы сохранить у ребёнка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Учителя объясняют детям приёмы работы, а как усвоил ребёнок эти приёмы, как он их использует и использует ли вообще, остаётся вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребёнка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.
Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка. Сегодня мы построим родительское собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании, связанных с этой проблемой. Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.
Оценка нетождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель или родитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем, КАК ВЫВОД из сказанного, называет заслуженную отметку.
«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или — на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки», — писал В.А.Сухомлинский.
Родители редко разъясняют ребенку связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе. Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются. Однако без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. Отметки необходимо обсудить. Если они хорошие – похвалить, спросить, за что ребенок получил отметку, доволен ли оно своей работой, ответом. Если же балл невысокий, ребенка не надо укорять. Необходимо детально проанализировать, почему работа оценена низко, какие трудности испытывал ребенок, и обязательно подбодрить, вселить уверенность в силы ученика, наметить план исправления оценки .
Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику «пятерка» достается с большим трудом, а другому и «десять» или «девять»— без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Ребенок должен знать, что родители его поймут, и какими бы ни были отметки, дома будет доброжелательная атмосфера.
Если рассмотреть отрицательную сторону отметок?
В отметках сосредоточена вся власть взрослых, так как отметки сменили множество форм физического наказания в школах, переложив часть педагогического воздействия на родителей (пусть родители сами решают, какие им принимать меры воспитания). Отметки стали олицетворять всю личность ребенка (хорошим учеником считается тот, кто получает хорошие отметки, плохим – плохие). Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Для ребенка плохая отметка – предвестник неприятностей в семье. Отметка – валютная купюра на «семейном» рынке. Часто детям отметки нужны не как действительные измерители их знаний и умений, а как валюта, на которую можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей, какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку и т.д. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того, заслуживает он ее или нет.
Отметка – способ соревнования детей. Соревновательность – полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения. Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь. Ребенок пришел после занятий домой. Не следует спрашивать его «Какие у тебя сегодня отметки?» или «Что ты получил?». Ведь именно так приучаем детей ценить не знания, не положительные эмоции, связанные с процессом познания, а отметку, балл, выставленный в тетрадь или дневник, делаем его наивысшей ценностью. Не лучше ли выяснить, был ли сегодняшний день приятным, интересным и почему?
Практические упражнения и советы
Упражнение 1.
— Каждый из нас был когда-то тоже учеником. Вспомните примеры своих воспоминаний детства, связанных со школьной отметкой. Что вы тогда чувствовали? Проанализируйте их с родительской позиции.
Упражнение 2.
— Подумайте, что значит для вас школьная отметка?
Упражнение 3.
— Вспомните картину «Опять двойка». Обсудите дома финал данной картины, но с позиции 21 века.
Упражнение 4.
— Обсудите в семье типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработайте коллективно стратегию поведения взрослых предложенной ситуации:
«Ребенок не хочет учить уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы».
«Во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое до конца».
«Ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет».
«Ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил отличную отметку. Это повторяется довольно часто».
«Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний».
Упражнение 5.
Отметьте для себя те фразы, которые вы чаше всего используете в общении с ребенком. Посмотрите на ситуацию со стороны и сделайте выводы.
-Что ты получил сегодня?
-Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
-Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
-Марш в свою комнату и не показывайся мне на глаза.
-Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится.
-Сколько можно тебе объяснять!
-Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?
-Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
-Садись и учи еще раз, а потом я проверю!
-Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
-Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.
-Давай еще раз заглянем в учебник. Я думаю нам это поможет.
— Вот придет отец! Он тебе покажет за двойку!
-Посмотри, как я учился, а ты?
Памятка
«Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий»
Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. От того на сколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие школьные успехи.
У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без окриков, будьте терпеливы.
Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед начатом выполнения уроков.
Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет убирать сам свое рабочее место.
Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
Если ребенок делает что-то не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков, если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием и без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье- с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.
Памятка
«Как относиться к отметкам ребенка»
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного и упорного труда.
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце триместра ради вашего душевного спокойствия.
Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
Поддерживайте ребенка в его, пусть незначительных, но победах над собой, над своей ленью.
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенку надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы вы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Памятка
«Полезные советы на каждый день»
Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?»
Встречайте ребенка после занятий спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться с чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
После занятий не торопите садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра все придется начать сначала.
Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные переменки.
Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но, уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным!
Какими могут быть поощрения за хорошую отметку
Поощрение – метод, который поддерживает и усиливает положительные побуждения и эмоции.
Поощрение должно быть справедливым. Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается. Поощрять нужно даже первые, самые скромные успехи в учебе ребенка. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду. Поощрять же ребенка можно и нужно, но делать это рекомендуется не с помощью купюр.
Хвалите своего ребенка, чаще демонстрируйте вашу веру в его успех, и тогда его отношение к учебе, да и к вам тоже, будет строиться на заинтересованности, стремлении стать лучше, а не на банальной выгоде.