Наше наследство

Ольгомельские чудеса

Деревня Ольгомель удивительна не только своим необычным именем. Взять хотя бы то, что на чуть более чем тысячу жителей здесь сразу две церкви: одна, Воскресенская, деревянная, с колокольней — памятник архитектуры, построена в 1817 году. И вторая, святой равноапостольной Марии Магдалены — новая, построенная в 1994-м. Стоят они рядышком на въезде в деревню и обе действующие. Правда, та, что постарше, открыта лишь по большим праздникам. И съезжаются сюда паломники не только со Столинщины, но и всей Брестской области — именно из-за чудес, которые здесь случаются…

В сердце «огуречного края»

Лет двести назад Ольгомель была небольшим поселением на 26 дворов, 110 жителей (по документальным источникам). Сегодня же она в десять раз больше — 1034 человека здесь обрели прописку.

Естественный прирост жителей — обычное дело для Большемалешевского сельского Совета, в состав которого и входит Ольгомель. Здесь, в самом сердце «огуречного края», по словам председателя сельского Совета Татьяны Васюхневич, рождаемость в несколько раз превышает смертность. А многодетные семьи поддерживают не только социальными гарантиями, но и дополнительными земельными наделами:

— Сельский Совет наш очень крупный — около пяти тысяч населения. В центральной усадьбе, агрогородке Большое Малешево, почти две тысячи. Еще одно отличие сельсовета — большое количество многодетных семей: 265. Ежегодно у нас появляются на свет около 100 младенцев. Только в Большом Малешеве работают два детсада на 140 мест. Многодетные семьи мы поддерживаем: приняли решение выделять им дополнительно на каждого ребенка по пять соток, а если в семье пятеро и больше детей — по десять. Люди у нас весьма предприимчивые, да и как по-другому с такой плодородной землей. Зарабатывают на выращивании огурцов, капусты и картофеля, строятся, и, естественно, никуда отсюда не уезжают. Только в этом году на территории сельсовета в эксплуатацию введено 34 дома общей площадью около 5 тысяч квадратных метров.

Соседняя деревня — Малое Малешево — уже в Житковичском районе. Говорят, когда-то пан так поделил свои земли между сыновьями: старшему — большую часть, где выросло Большое Малешево, а младшему — меньшую, там «прописалось» Малое. Земля та же, столь же плодородна, но… в Малом Малешеве дома пустуют, а те, в которых живут, богатыми не назовешь. Вот и школу собираются закрывать. Но жители Большого Малешева и окрестных деревень стали постепенно выкупать пустующие подворья, налаживать там производство овощей и картофеля. Того и гляди, возродят и деревню в соседнем районе…

Учительницы-рукодельницы

Новую школу Ольгомеля, где учебный год заканчивали 205 учеников и 52 дошкольника, видно издали. Современное двухэтажное здание возвели в 2012 году за счет областного бюджета. И учителя, и ученики о старой школе уже и не вспоминают — всего-то пять учебных классов и коридор, в котором приходилось проводить и уроки физкультуры, и линейки, и другие общешкольные мероприятия.

Сейчас Ольгомельский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа, кроме учебных классов, может похвастаться просторным спортивным залом, большой библиотекой, полностью оборудованными и укомплектованными кабинетами информатики, химии, физики, обслуживающего труда и швейным цехом. А еще музеем — этнографическим уголком, в котором можно не только увидеть, как сто лет назад женщины пряли и ткали, но и получить мастер-класс, самим научиться традиционным ремеслам.

Директор Тамара Рудяк поясняет, что сейчас 50 ребятишек ходят в летний школьный лагерь «Пчелка». Пока родители в поле или на приусадебных участках, дети отдыхают здесь.

Всю жизнь посвятила Ольгомельской школе жительница деревни Екатерина Цупа, здесь проработала 30 лет: была учителем математики и физики, а когда требовалось, вела труды и рисование. Поскольку сама рукодельница, заинтересовала всех: и девчонок, и мальчишек, которые не хуже своих одноклассниц и вязали, и вышивали. А после выхода на пенсию работала несколько лет в любимой школе в библиотеке.

Рукоделию Екатерину Ивановну никто не обучал: сама постигала эту «науку». Еще в девятом классе по книжке научилась ткать, да так, что до сих пор не может расстаться с увлечением. Кстати, тот ткацкий станок, на котором сейчас в школе старшеклассники проводят мастер-классы, принесла из дому. Сама же Екатерина Ивановна в последнее время увлеклась вышивкой икон, и теперь ее работы украшают стены соседних храмов.

А еще Екатерина Цупа — многодетная мать и бабушка. Воспитала шестерых детей, которые подарили ей 14 внуков и одного правнука. При этом она залихватски колесит по Ольгомелю на двухколесном велосипеде. Говорит, ходить — так ноги и спина болят, а вот на «велике гонять» милое дело…

Среди жителей Ольгомеля немало народных умельцев. Адам Волосевич создает скульптуры для украшения приусадебных участков и даже малые архитектурные формы: беседки, скамейки, качели. Михаил Толмачевец известен на всю округу своими корзинами. Владимир Мозгов и Александр Пархомов мебель в домах сделали своими руками.

Сели на мель — вот и название?

Но откуда у этой деревни ее удивительное, такое музыкальное на слух, имя? Интересно, что в Столинском районе есть еще несколько населенных пунктов, которые начинаются на «Оль»: Ольманы, Ольпень, Ольшаны. Все эти названия, по мнению сельчан, связаны с именем святой равноапостольной княгини Ольги — первой и единственной женщины-правительницы Киевской Руси. Больше тысячи лет назад княгиня проплывала по этим местам на своем корабле. И вдруг недалеко от маленькой деревушки корабль сел на мель. Она спросила у своих подданных, что случилось, те и ответили: «Ольга, мель». Так и появилось название Ольгомель.

Историки, впрочем, скептически относятся к этой легенде, но более точного происхождения названия сами не предлагают. Так и укоренилось предание в этих местах, передается оно из поколения в поколение. Между тем столинские краеведы идут еще дальше: если предположить, что название деревни и впрямь пошло от имени княгини, то значит, ей более тысячи лет! Хотя первые упоминания о селении датированы более поздними годами, а именно XVI веком: Ольгомель и Оздамичи принадлежали туровским князьям Острожским, которые в 1596 году, после заключения Брестской унии, передали их туровскому епископу.

С тех пор деревня не раз еще переходила из рук в руки, принадлежала не просто разным людям — разным государствам: ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи. Даже в ХХ веке она несколько раз меняла владельцев. До 1917 года Ольгомель входил в состав Российской империи (Туровская волость Минской губернии), затем был короткий промежуток советской власти, а после 1921-го эти территории вошли в состав Польши (Полесское воеводство, Лунинецкий повет). В 1939-м Ольгомель вошел в состав Белорусской ССР.

Где проступают лики святых

Уже больше трех лет в Воскресенской церкви мироточит икона Николая Чудотворца: иногда «плачет» сильнее, иногда менее заметно, но дорожки от капелек на ней видны отчетливо. А на иконах постепенно начали проявляться изображения: лики святых проступают четко и ясно, краски из тусклых стали яркими, и только темное пятнышко на одной из икон напоминает о том, какой она была раньше. Более того, некоторые ольгомельчане припоминают, что несколько лет назад на деревянном распятии в храме проступили следы крови — именно в тех местах, где они и должны быть.

А еще, уверены и паломники, и местные, мироточащая икона Николая Чудотворца дарит истинно верующим исцеление от недугов: здесь есть много историй о возвращении зрения и излечении от  других болезней, в борьбе с которыми оказалась бессильна официальная медицина.

Комментарий

Управляющий делами Столинского райисполкома Олег КУЛАЖИНСКИЙ:

— Столинский район не только велик по площади, но и густо населен. При этом из 76 тысяч человек 51,2 тысячи — сельчане. Большая часть трудоспособного населения занята в аграрном секторе. В районе 20150 личных подсобных хозяйств, 46 фермерских, которые производят в основном овощную продукцию и картофель.

Благодаря такому развитию сельского хозяйства деревни в районе крупные: из 98 населенных пунктов 14 деревень с населением более тысячи жителей. Многие приближаются к этой цифре. Самая крупная деревня — известные многим Ольшаны, здесь живут 7255 человек. Малочисленные деревни, конечно, тоже есть, но их единицы. Еще одно важное отличие — это большой процент молодежи по сравнению со многими другими регионами Беларуси.

ОЛЬГОМЕЛЬ - МЕСТА ПАЛОМНИЧЕСТВА

В  2010 г. в д. Ольгомель Столинского района в местной церкви святой Марии Магдалины произошло чудное явление, как рассказывала газета «Беларускi час» на распятии, к которому прикладываются прихожане, возникли следы крови. Специальная экспертиза подтвердила, что это «точная копия крови, которая является на Туринской плащанице». После этого чудного яления  в сельской  церкви самопроизвольно начали  обновляться ни одна и  не  две иконы… а икона Святителя Николая ЧУдотворца замироточила. 

В истории известны многочисленные примеры когда распятия, иконы или даже статуи начинают кровоточить. Менее известно, что этот странный феномен предшествует не менее удивительному событию – обновлению икон.

Так, в 1923 году на Украине в посаде Калиновка закровоточил деревянный придорожный крест после попадания в него пули красноармейца. После этого в соседних селах Волынской губернии темные иконы с неразборчивыми изображениями вдруг стали становится совершенно новыми, будто только что вышедшими из-под пера бригады реставраторов. Похожее событие имело место в местечке Гайсин на Юго-Западной железной дороге Каменец-Подольской губернии в начале 20-х годов прошлого века. Анализ жидкости, появившейся на кресте, проведенный врачами «дал результаты человеческой крови». К этому месту потекли паломники, и их собралось столько, «что радиус от креста простирался на пять верст, и не расходилась толпа три дня, пока не была разогнана коммунистами». Не менее известна и волна обновлений икон в этом регионе в 1922-1925 гг.

                                                Распятие  со следами "крови" - верхняя часть 

                                                                 Распятие со следами крови - нижняя часть

                   (настоящая кровь выступила возле нарисованной)

Проведенные в мире исследования уже показали, что это может быть: человеческая кровь,  и причем очень «редкой группы» (1911 год , кровь с иконы Христа из города  Мирбоан - Пуату); не вызывает сомнений что там  кровь, однако  антигены обнаружены не были  и установить группу крови не представилось возможным  (2002 год, с Кровоточащей иконы Спасителя из города  Державино), «кровь была настоящей» (1968 год , город   Порто дом Кашнсас), «тут же свертывающаяся кровь» (1972 год , Сиракузы), «подлинность крови было доказана, правда, она содержала небольшое количество гемоглобина» (1975 год , штадт  Пенсильвания), «действительно кровь, однако, кому она принадлежит, неизвестно» (1976, бразильская деревня Порту-дас-Кайшас), «сок дикой вишни» (Греция) и др. Чаще других кровь с Туринской плащаницы и других икон относится к IV группе. Нередко кровь возникает в местах, где раны уже изображены. Реже в печать просачиваются данные анализов ее ДНК. В частности ДНК клеток крови проанализировали в случае с итальянцем Фабио Грегори в 1994 году. В римском госпитале Джемелли удалось установить, что кровь человеческая и принадлежит мужчине. Ученые предложили домочадцам сдать кровь на анализ, чтобы определить кому принадлежит эта кровь, но те отказались…

Интересным представляется и сопутствующий кровоточению процесс обновления. Имеют  место свидетельства, что в соседней с Ольгомелем деревне Толмачево уже имели место обновления икон, и произошли они 19 сентября 1933 г. в доме семьи Вечерко. Тогда обновления накрыли и другие деревни Полесья, о чем сообщало в те годы издание Полесского Епархиального Миссионерского Комитета. Спустя почти 80 лет  обновления икон происходят в этих Полесских местах. Принято  считать, что обновления имеют  место во времена гонений на церковь или  перед крупными катастрофами. В Беларуси такие явления неожиданно возобновились с приходом нового тысячелетия (деревня  Карачовщина Слуцкого района, деревня  Красная Слобода Солигорского района, деревня  Белев Жлобинского района и другие случаи). 

                         Обновленная икона "Рождество Христово"

                                Оновленная икона Пресвятой Богородицы 

                             Обновленная  и мироточивая икона НИколая ЧУдотворца в Ольгомеле

От этой  иконы  Николая Чудотворца получили исцеление многочисленные прихожане, гости и паломники  церкви, если верить рассказам, то ранее она была не только выцветшей, но и разломанной на две части, которые сейчас полностью «срослись».  

Кусочек  был посажен в землю , но  это уже  другая истори  и рассказ .....