Ольгомельские чудеса
Деревня Ольгомель удивительна не только своим необычным именем. Взять хотя бы то, что на чуть более чем тысячу жителей здесь сразу две церкви: одна, Воскресенская, деревянная, с колокольней — памятник архитектуры, построена в 1817 году. И вторая, святой равноапостольной Марии Магдалены — новая, построенная в 1994-м. Стоят они рядышком на въезде в деревню и обе действующие. Правда, та, что постарше, открыта лишь по большим праздникам. И съезжаются сюда паломники не только со Столинщины, но и всей Брестской области — именно из-за чудес, которые здесь случаются…
В сердце «огуречного края»
Лет двести назад Ольгомель была небольшим поселением на 26 дворов, 110 жителей (по документальным источникам). Сегодня же она в десять раз больше — 1034 человека здесь обрели прописку.
Естественный прирост жителей — обычное дело для Большемалешевского сельского Совета, в состав которого и входит Ольгомель. Здесь, в самом сердце «огуречного края», по словам председателя сельского Совета Татьяны Васюхневич, рождаемость в несколько раз превышает смертность. А многодетные семьи поддерживают не только социальными гарантиями, но и дополнительными земельными наделами:
— Сельский Совет наш очень крупный — около пяти тысяч населения. В центральной усадьбе, агрогородке Большое Малешево, почти две тысячи. Еще одно отличие сельсовета — большое количество многодетных семей: 265. Ежегодно у нас появляются на свет около 100 младенцев. Только в Большом Малешеве работают два детсада на 140 мест. Многодетные семьи мы поддерживаем: приняли решение выделять им дополнительно на каждого ребенка по пять соток, а если в семье пятеро и больше детей — по десять. Люди у нас весьма предприимчивые, да и как по-другому с такой плодородной землей. Зарабатывают на выращивании огурцов, капусты и картофеля, строятся, и, естественно, никуда отсюда не уезжают. Только в этом году на территории сельсовета в эксплуатацию введено 34 дома общей площадью около 5 тысяч квадратных метров.
Соседняя деревня — Малое Малешево — уже в Житковичском районе. Говорят, когда-то пан так поделил свои земли между сыновьями: старшему — большую часть, где выросло Большое Малешево, а младшему — меньшую, там «прописалось» Малое. Земля та же, столь же плодородна, но… в Малом Малешеве дома пустуют, а те, в которых живут, богатыми не назовешь. Вот и школу собираются закрывать. Но жители Большого Малешева и окрестных деревень стали постепенно выкупать пустующие подворья, налаживать там производство овощей и картофеля. Того и гляди, возродят и деревню в соседнем районе…
Учительницы-рукодельницы
Новую школу Ольгомеля, где учебный год заканчивали 205 учеников и 52 дошкольника, видно издали. Современное двухэтажное здание возвели в 2012 году за счет областного бюджета. И учителя, и ученики о старой школе уже и не вспоминают — всего-то пять учебных классов и коридор, в котором приходилось проводить и уроки физкультуры, и линейки, и другие общешкольные мероприятия.
Сейчас Ольгомельский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа, кроме учебных классов, может похвастаться просторным спортивным залом, большой библиотекой, полностью оборудованными и укомплектованными кабинетами информатики, химии, физики, обслуживающего труда и швейным цехом. А еще музеем — этнографическим уголком, в котором можно не только увидеть, как сто лет назад женщины пряли и ткали, но и получить мастер-класс, самим научиться традиционным ремеслам.
Директор Тамара Рудяк поясняет, что сейчас 50 ребятишек ходят в летний школьный лагерь «Пчелка». Пока родители в поле или на приусадебных участках, дети отдыхают здесь.
Всю жизнь посвятила Ольгомельской школе жительница деревни Екатерина Цупа, здесь проработала 30 лет: была учителем математики и физики, а когда требовалось, вела труды и рисование. Поскольку сама рукодельница, заинтересовала всех: и девчонок, и мальчишек, которые не хуже своих одноклассниц и вязали, и вышивали. А после выхода на пенсию работала несколько лет в любимой школе в библиотеке.
Рукоделию Екатерину Ивановну никто не обучал: сама постигала эту «науку». Еще в девятом классе по книжке научилась ткать, да так, что до сих пор не может расстаться с увлечением. Кстати, тот ткацкий станок, на котором сейчас в школе старшеклассники проводят мастер-классы, принесла из дому. Сама же Екатерина Ивановна в последнее время увлеклась вышивкой икон, и теперь ее работы украшают стены соседних храмов.
А еще Екатерина Цупа — многодетная мать и бабушка. Воспитала шестерых детей, которые подарили ей 14 внуков и одного правнука. При этом она залихватски колесит по Ольгомелю на двухколесном велосипеде. Говорит, ходить — так ноги и спина болят, а вот на «велике гонять» милое дело…
Среди жителей Ольгомеля немало народных умельцев. Адам Волосевич создает скульптуры для украшения приусадебных участков и даже малые архитектурные формы: беседки, скамейки, качели. Михаил Толмачевец известен на всю округу своими корзинами. Владимир Мозгов и Александр Пархомов мебель в домах сделали своими руками.
Сели на мель — вот и название?
Но откуда у этой деревни ее удивительное, такое музыкальное на слух, имя? Интересно, что в Столинском районе есть еще несколько населенных пунктов, которые начинаются на «Оль»: Ольманы, Ольпень, Ольшаны. Все эти названия, по мнению сельчан, связаны с именем святой равноапостольной княгини Ольги — первой и единственной женщины-правительницы Киевской Руси. Больше тысячи лет назад княгиня проплывала по этим местам на своем корабле. И вдруг недалеко от маленькой деревушки корабль сел на мель. Она спросила у своих подданных, что случилось, те и ответили: «Ольга, мель». Так и появилось название Ольгомель.
Историки, впрочем, скептически относятся к этой легенде, но более точного происхождения названия сами не предлагают. Так и укоренилось предание в этих местах, передается оно из поколения в поколение. Между тем столинские краеведы идут еще дальше: если предположить, что название деревни и впрямь пошло от имени княгини, то значит, ей более тысячи лет! Хотя первые упоминания о селении датированы более поздними годами, а именно XVI веком: Ольгомель и Оздамичи принадлежали туровским князьям Острожским, которые в 1596 году, после заключения Брестской унии, передали их туровскому епископу.
С тех пор деревня не раз еще переходила из рук в руки, принадлежала не просто разным людям — разным государствам: ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи. Даже в ХХ веке она несколько раз меняла владельцев. До 1917 года Ольгомель входил в состав Российской империи (Туровская волость Минской губернии), затем был короткий промежуток советской власти, а после 1921-го эти территории вошли в состав Польши (Полесское воеводство, Лунинецкий повет). В 1939-м Ольгомель вошел в состав Белорусской ССР.
Где проступают лики святых
Уже больше трех лет в Воскресенской церкви мироточит икона Николая Чудотворца: иногда «плачет» сильнее, иногда менее заметно, но дорожки от капелек на ней видны отчетливо. А на иконах постепенно начали проявляться изображения: лики святых проступают четко и ясно, краски из тусклых стали яркими, и только темное пятнышко на одной из икон напоминает о том, какой она была раньше. Более того, некоторые ольгомельчане припоминают, что несколько лет назад на деревянном распятии в храме проступили следы крови — именно в тех местах, где они и должны быть.
А еще, уверены и паломники, и местные, мироточащая икона Николая Чудотворца дарит истинно верующим исцеление от недугов: здесь есть много историй о возвращении зрения и излечении от других болезней, в борьбе с которыми оказалась бессильна официальная медицина.
Комментарий
Управляющий делами Столинского райисполкома Олег КУЛАЖИНСКИЙ:
— Столинский район не только велик по площади, но и густо населен. При этом из 76 тысяч человек 51,2 тысячи — сельчане. Большая часть трудоспособного населения занята в аграрном секторе. В районе 20150 личных подсобных хозяйств, 46 фермерских, которые производят в основном овощную продукцию и картофель.
Благодаря такому развитию сельского хозяйства деревни в районе крупные: из 98 населенных пунктов 14 деревень с населением более тысячи жителей. Многие приближаются к этой цифре. Самая крупная деревня — известные многим Ольшаны, здесь живут 7255 человек. Малочисленные деревни, конечно, тоже есть, но их единицы. Еще одно важное отличие — это большой процент молодежи по сравнению со многими другими регионами Беларуси.