Профилактика преступлений против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних

29.11.2021

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси

К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.168 УК), развратные действия (ст.169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК) и др.

Уголовным законодательством предусматривается ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, причем и в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего).

Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст.168 УК Беларуси. Санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания – ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств.

Особенностью некоторых уголовных дел является то, что обвиняемыми выступают близкие люди потерпевших – мать, отец и отчим. Официальная статистика правоохранительных органов не отражает полную картину половых посягательств, совершенных в отношении детей. Сложность ведения статистики по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних обусловлена тем, что родители и дети скрывают подобные преступления.

Изучая информацию по фактам совершенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также анализируя причины и условия их совершения, зачастую устанавливается бесконтрольность со стороны родителей за поведением подростков и ослабленные родительско-детские связи, а также неосведомленность несовершеннолетних с действующим законодательством в этом направлении.

Ввиду высокой латентности преступлений указанной категории в большинстве случае приходится сталкиваться с уже состоявшимися преступлениями. Одним из условий совершения преступлений в отношении малолетних является то, что они с учетом их уровня развития в силу своего возраста, естественной психосексуальной незрелости, ограниченности жизненного опыта не могут понимать характер и значение совершаемых в отношении них действий и оказывать сопротивление.

Противодействовать подготовительной стадии таких преступлений крайне проблематично. Кроме того, преступники заставляют детей скрывать случившееся, используя различные способы воздействия, в том числе шантаж (например: выложить фото-материалы в интернет, если ребенок начнет уклоняться от их требований). В ряде случаев, расследуя уголовные дела, выясняется, что они заводят знакомства с детьми в сети Интернет, перед этим изучают детскую психологию для того, чтобы быстро войти к детям в доверие. Порой присылают детям фото или видео-материалы порнографического содержания, рассказывая о том, что это сейчас модно и многие подростки живут этим. «Педофилы» стараются тщательно скрывают свою преступную деятельность, что приводит к многоэпизодности таких преступлений. Как результат, на протяжении нескольких месяцев, иногда и лет, могут совершаться преступления в отношении детей.

Иногда и проживающая совместно мать, зная о том, что отец либо отчим совершает в отношении ребенка преступления против половой неприкосновенности, стесняется заявить об этом в милицию, либо также боится последствий физического насилия. 

Главная опасность рассматриваемой группы посягательств заключается в том, что половые преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, грубо искажают представления ребёнка о мире, о себе и нарушают его взаимоотношения с другими людьми.

Дети становятся замкнутыми и пугливыми, либо чересчур агрессивными. Лишь половина детей, которых судьба свела с педофилами, способны вернуться к нормальной жизни. Помочь здесь может только профессиональный психолог.

Применительно к данной группе посягательств, предупредительно-профилактическая деятельность включает в себя целый комплекс мер. Во-первых, информационно-разъяснительная, культурно-просветительская работа с населением, несовершеннолетними и жертвами сексуального насилия (распространение письменной информации и разъяснений). Во-вторых, регулярные встречи с учащимися школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования и т.п., направленные на повышение уровня половой просвещенности подростков и предупреждение совершения (ими и в отношении них) аморально-сексуальных поступков. В-третьих, контроль и работа с подростками и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Основная задача в профилактической работе применительно к половым преступлениям в отношении несовершеннолетних состоит в повышении сознательности общества, осознании источника насилия, проведение просветительских и образовательных программ, а так же в защите прав уязвимых членов семьи – детей и непосредственная помощь в кризисных ситуациях.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

лиц с активной гражданской позицией, проживающих в сельской местности, в случае обнаружения факта насилия в семье и невозможности незамедлительного прибытия для разбирательства сотрудников органов внутренних дел

С целью эффективного реагирования на факты насилия в семье, граждане, готовые оказывать помощь органам внутренних дел (далее - ОВД) при совершении таких противоправных деяний[1], должны быть заранее обеспечены и владеть следующей информацией[2]:

-     телефоны оперативно-дежурной службы территориального ОВД, если имеются иные номера, кроме «102»;

- телефоны участкового инспектора милиции, обслуживающего административный участок;

-      сведения (адрес, домашний, мобильный телефоны) о председателе сельского исполнительного комитета, старостах, членах совета общественного пункта охраны правопорядка, добровольной дружины, медицинских работниках, проживающих в населенном пункте либо в близлежащих населенных пунктах (с согласия указанных лиц);

-      сведения (адрес, телефон) об имеющихся в районе организациях, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье, в том числе представляющих услугу временного приюта («кризисная» комната), телефоне общенациональной «горячей» линии для пострадавших;

-наиболее распространенные признаки, указывающие на факты насилия в семье (если не происходит открытый конфликт).

При выявлении факта насилия в семье гражданин должен:

  1. По телефону «102» сообщить о факте насилия в семье в территориальный ОВД.

При обращении следует кратко и четко пояснить, где происходит конфликт, кто является его участником, насколько высок риск тяжких последствий, сообщить информацию о себе и контактном телефоне.

  1. В случае причинения телесных повреждений у участников конфликта соответствующую информацию сообщить в скорую (неотложную) медицинскую помощь по телефону «103».
  2. При наличии навыков принять меры по оказанию доврачебной медицинской помощи либо обратиться за ее оказанием к медицинскому работнику, проживающему в населенном пункте (если таковой имеется).
  3. Проинформировать председателя сельского исполнительного комитета, членов совета общественного пункта охраны правопорядка, добровольной дружины, проживающих в населенном пункте либо в близлежащих населенных пунктах, о факте насилия в семье с целью привлечения к пресечению правонарушения.
  4. При наличии возможности, предоставить безопасное место для пострадавшего и его несовершеннолетних детей, оказать им содействие в доставлении в «кризисную» комнату.
  5. В случае крайней необходимости с соблюдением мер личной безопасности принять меры по снижению уровня эскалации конфликта с привлечением, по возможности, иных граждан.
  6. При нежелании пострадавшей обращаться в ОВД за помощью проинформировать об имеющихся в районе организациях, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье, в том числе представляющих услугу временного приюта («кризисная комната»), телефоне общенациональной «горячей» линии для пострадавших.

Наиболее распространенными признаками, указывающими на факты насилия в семье (если не происходит открытый конфликт), особенно в отношении несовершеннолетних, являются внешние признаки физического насилия: синяки, а также царапины, рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы.

На неслучайный характер их происхождения может указывать:

  • расположение (на щеках, плечах, груди, ягодицах, поверхности бедер);
  • очертания (повреждения на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены, например, пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев);
  • несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам самого потерпевшего, особенно подростка, их противоречивые, путаные объяснения;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка;
  • бездействие родителей или позднее обращение за медицинской помощью.

 

 

[1]   Информация об указанных гражданах и их согласии на оказание соответствующей помощи не реже 1 раза в полугодие председателями сельских исполнительных комитетов, командирами добровольных дружин направляется в территориальный ОВД либо представляется участковому инспектору милиции, обслуживающему административный участок (если такая информация не получена им самостоятельно при осуществлении служебной деятельности).

[2]  Указанные сведения представляются гражданину территориальным ОВД. При этом в обязательном порядке учитывается наличие соответствующего согласия на представление сведений об иных гражданах.