Отчёты

Занятие с родителями подростков с элементами тренинга по профилактике отклоняющегося поведения «Справимся вместе».

 

Ведущий: Кудласевич Татьяна Ивановна, педагог социальный

 

Цель:

- формирование воспитательного ресурса семьи, направленного на коррекцию отклоняющегося поведения подростков.

 

Задачи:

- повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по данной тематике;

 - расширение информационного поля в контексте  данной проблемы;

- формирование родителем эмоциональной, когнитивной и поведенческой установки ребенка на неприятие отклоняющегося поведения;

 - инвентаризация имеющихся и недостающих личностных ресурсов для реализации личной позиции в данной тематике

 

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

 

Методы работы:

- мини-лекция

- работа в малых группах

- дискуссия

 

Оборудование:  листы ватмана, листы  альбомной бумаги, фломастеры, наборы  цветных карандашей, восковых мелков, красок

 

 

Детство, как почва, в которую падают семена.

Они крохотные, их не видно, но они есть.

Потом они начинают прорастать…

Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые – хлебными колосьями,

некоторые - злым чертополохом.

В. Солоухин «Камешки на ладони»

 

План:

 

п\п

Содержание

I

Вводная часть

I.1.

Знакомство участников

I.2.

Принятие правил «Наши правила»

I.3.

Упражнение «Поменяйтесь местами те…»

II

Основная часть

II.1.

Упражнение: «Чистый лист»

II.2

Упражнение: «Мой ребенок  - идеальный; мой ребенок - реальный »

II.3

Упражнение «Трудные ситуации»

II.4

Упражнение «Пальцы Марии»

II.5

Упражнение «Облака настроения»

III.

Заключение

III.1

Ритуал прощания

III.2

Обратная связь

 

 

 

 

Ход занятия:

 

I. Вводная часть

Знакомство участников  с темой и целью занятия.

Ведущий  представляется, сообщает  участникам цель данной работы, что в ходе работы  каждый участник получит возможность расширить представления  о формировании профилактического и воспитательного ресурса семьи, направленного на коррекцию девиантного поведения подростков.

I.1. Знакомство

Цель: знакомство, настрой на работу, снятие психологических барьеров

По кругу я попрошу вас представиться, назвав свое имя и высказать свое мнение к этой проблеме.

I.2 «Наши правила»

Педагог предлагает ввести правила, которые будут действовать на протяжении всего занятия.

Правила:

   1. Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).

   2. Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.

   3. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.

   4. Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».

   5.Активность: чаще всего, те, кто проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании тренинга больше, чем те, кто был пассивен.

          6. Искренность

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

7. Отключение  мобильных телефонов.

Во время тренинга отключать мобильные телефоны или поставить их на вибрационный режим.

 

I.3 Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”

 Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к занятию.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.

Примерный перечень:

-  Кто часто чувствует позитивное отношение к окружающим.

- У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.

 -У кого дети часто обращаются за помощью к родителям.

Обсуждение: Давайте подведем итоги первой части нашего занятия, которая была направленная на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения.

 

II. Основная часть

II.1. Упражнение «Чистый лист»

Цель: осознание факторов риска, которые подталкивают ребенка к отклоняющемуся поведению

 (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье - часть ее души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники - происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя - еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ........

Когда он становится  никому не нужен ... что происходит с его душой?

 (В листе бумаги должна появиться большая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой .... и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.

Материал для ведущего:

 Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка к отклоняющемуся поведению.

• Семья

• Наследственность

• Проблемы в подростковом возрасте

• Отсутствие прочных социальных связей.

 Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений. Отсутствие прочных связей в семье инициируют в таких подростков постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают чувство провала, безнадежности, и поэтому они уже не способны устанавливать близкие отношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше удаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны  окружения.

 

II.2.Упражнение: «Мой ребенок – идеальный; мой ребенок – реальный»

 

Цель: осознание индивидуальных и личностных качеств своего ребенка

Подчеркните качества, которые вы больше всего цените в других людях. Выпишите в графу «Мой ребенок реальный» по три качества из каждой графы, которыми, на ваш взгляд, обладает ваш ребенок (Приложение 1).

Бланк к упражнению:

«Мой ребенок – идеальный; мой ребенок  – реальный»

Мой ребенок - идеальный

Мой ребенок - реальный

В общении

В деле

В душе

 

Вежливость

Аккуратность

Справедливость

 

Доброжелательность

Ответственность

Принципиальность

 

Искренность

Инициативность

Самокритичность

 

Уравновешенность

Порядочность

Милосердие

 

Отзывчивость

Самостоятельность

Бесстрашие

 

Обаятельность

Добросовестность

Честность

 

Тактичность

Вдумчивость

Великодушие

 

Терпимость

Трудолюбие

Сочувствие

 

Щедрость

Целеустремлённость

Доброта

 

 

Обсуждение:  какие трудности вызвало выполнение этого задания?

 

II.3. Работа в группах.

 

Упражнение “Трудные ситуации”

Цель: формирование воспитательного ресурса семьи, направленного на коррекцию отклоняющегося поведения подростка.

Группа делится на две подгруппы. Уважаемые родители,  вам предлагаем следующие  ситуации.  Раздаем листочки с ситуациями. Ваши действия…

Ситуации:

Классный руководитель позвонил вам сказав, что ваш ребенок весь урок баловался, мешал другим ученикам, после сделанного ему замечания,  вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью, и  больше не вернулся на урок.

Классный руководитель позвонил вам сказав, что ваш ребенок подрался с одноклассником, оскорбил учителя, когда тот сделал ему замечание. Ушел с уроков, никого не поставив в известность.

Материал для ведущего:

«Добро воспитывается добром, а зло - злом». Подросток делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь подростку поверить в себя, осознать свои возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать  ситуации успеха своему ребенку.

 

II.4.  Упражнение  «Пальцы Марии».

Цель: - снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

 Все участники сидят в кругу. Ведущий показывает движения, которые выполняются в три счета: на счет «раз» все поднимают указательный палец правой руки вверх; на счет «два» ставят ладонь левой руки на поднятый палец соседа слева; на счет «три» все должны убрать свой палец и поймать соседа слева.

 

II. 5. Упражнение «Облака настроения»

 

Цель: инвентаризация имеющихся личностных ресурсов для реализации личной позиции родителя

Задание для родителей:  «Нарисуйте на левой половине листа бумаги два серых облака и напишите в каждом одну свою «трудную» мысль, начинающуюся со слов  «Мне трудно с моим  ребенком….».  Рядом  на правой стороне листа нарисуйте два светлых облака,  в которых превратите каждую свою «трудную» мысль в обнадеживающую  «Я справляюсь с этим...» или  «Мне поможет справиться с этим…»

Вопросы для обсуждения:

Попросите желающих рассказать о том, что у них получилось. И поделиться с другими. Поощрите за уверенность и умение позитивно себя настраивать.

 

II.6. Релаксация

Цель: снятие эмоционального напряжения.

 

…Сядем, расслабимся, закроем глаза, ощутим, как приятное тепло разливается по нашему телу. Представьте себя на берегу  озера на рассвете. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды и небо. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды. Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Среди бескрайних просторов нашей планеты есть тайные озера. Эти озера наполнены волшебством детства и мудростью прошлых поколений. Каждое озеро это тайна…тайна постоянно меняющая свои очертания и глубину. Кто-то увидит только гладь озера, кто-то готов добраться до его глубин. А стоит ли вообще пытаться узнать тайны озер? А может обойти их стороной, или научиться плавать в их загадочных водах, узнавая ответы на самые сокровенные вопросы. У тебя всегда есть выбор. Озера - это как детские души, как отдельные миры со своей судьбой… Сегодня у вас есть шанс окунуться в тайны Озер детской души, посмотреть, услышать, почувствовать, узнать и удивиться. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света.

 

III. Заключение

 

III.1. Ритуал прощания.

- В завершении встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами постараемся избавиться от всего плохого, отрицательного, что может быть на душе, отправив весь «негатив» в космос. По команде начинайте сближаться, постепенно поднимая руки вверх и с повышением произнося протяжно, резко обрывающееся «у-у-у»!

 

III.2. Обратная связь

 

1. Что было для вас интересным?

2.  Насколько полезным для себя вы считаете это занятие?

3. Будете ли вы применять полученный опыт (знания) в своих жизненных ситуациях? 

 

«Мой ребенок – идеальный; мой ребенок  – реальный»

 

Мой ребенок - идеальный

Мой ребенок - реальный

В общении

В деле

В душе

 

Вежливость

Аккуратность

Справедливость

 

Доброжелательность

Ответственность

Принципиальность

 

Искренность

Инициативность

Самокритичность

 

Уравновешенность

Порядочность

Милосердие

 

Отзывчивость

Самостоятельность

Бесстрашие

 

Обаятельность

Добросовестность

Честность

 

Тактичность

Вдумчивость

Великодушие

 

Терпимость

Трудолюбие

Сочувствие

 

Щедрость

Целеустремлённость

Доброта

 

 

 

«Мой ребенок – идеальный; мой ребенок  – реальный»

Мой ребенок - идеальный

Мой ребенок - реальный

В общении

В деле

В душе

 

Вежливость

Аккуратность

Справедливость

 

Доброжелательность

Ответственность

Принципиальность

 

Искренность

Инициативность

Самокритичность

 

Уравновешенность

Порядочность

Милосердие

 

Отзывчивость

Самостоятельность

Бесстрашие

 

Обаятельность

Добросовестность

Честность

 

Тактичность

Вдумчивость

Великодушие

 

Терпимость

Трудолюбие

Сочувствие

 

Щедрость

Целеустремлённость

Доброта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.10.2022 г. Тема «Значение отметки в жизни школьника»