Школа Территория Здоровья

Девиз проекта: ««Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней»

 

 

  1. Информационный паспорт проекта

 

Наименование«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

   проекта

 

   Место реализации Государственное учреждение образования

   проекта                 «Ольгомельский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа»

 

   Главная идея           Организация совместной деятельности педагогов и

   проекта                     обучающихся, родителей, а также других                     заинтересованных

организаций в сохранении здоровья, направленной на

оптимизацию учебной, психологической и физической

нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для

сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры

здорового образа жизни

 

Сроки реализации2018/2021 гг.

   проекта

 

   Участники проекта   Заместители директора, классные руководители, педагоги

учреждения, ученический коллектив, родительская

общественность, обслуживающий персонал, представители

учреждения здравоохранения, социальные партнеры

 

Принципы Культурологический подход: приобщение

  1. обучающихся к культуре гигиены.
  2. Деятельный подход: игровой, творческий.
  3. Дифференциация: учет специфических позиций

детей, учет их физического развития.

Комплексный подход: использования

профилактических и оздоровительных технологий.

 

Информационное Сайт учреждения и информационный стенд.

обеспечение проекта

  1. Обоснование и актуальность проекта

 

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводят психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, нередко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Также большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершают множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.Проект “Школа-территория здоровья” является комплексным, в нем особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей. Проект разработан с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.

Путем реализации проекта раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.

   Выделяют несколько компонентов здоровья:

  • Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
  • Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.
  • Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  • Социальное здоровье– это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.
  • Нравственное здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.

Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:

  • Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
  • Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
  • Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
  • Уровень психологической помощи учащимся.
  • Состояние микроклимата в школе и дома.

Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей школы.

Задачи проекта:

1. Нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.

   2. Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся.

   3. Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащимися.

   4.Развитие психолого-логопедо-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического состояния учащихся.

   5. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

   6. Ведение паспорта здоровья класса, в котором фиксируется все, что касается здоровья учащихся.

Приоритетные направления:

1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в ГУО «Ольгомельский учебно-педагогическом комплексе ясли-сад –средняя школа».

Основные задачи направления:

  • организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся;
  • разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей и подростков;
  • формирование у воспитанников мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;
  • построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
  • устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье;
  • совершенствование материально-технической базы школы, способствующей укреплению здоровья.

2. Организация системы взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Основные задачи направления:

  • организация просветительской работы среди родителей;
  • формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;
  • привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми.

3. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья.

Основные задачи направления:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся;
  • работа по организации и проведению мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;
  • внедрение во внеурочную деятельность школы кружков;
  • осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи воспитанникам;
  • организация активных форм досуга.

План работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 

  1. Диагностика, коррекция и развитие учащихся

 

№ п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

Сбор информации о состояние здоровья детей

сентябрь

Кл.руководители,

медработник

 

Анализ заболеваемости учащихся, учет учащихся по группам здоровья

Октябрь-ноябрь

Медработник

 

Мониторинг состояния здоровья учащихся

В течение года

кл. руководители

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика.

1 раз в год

Классные руководители

Проведение утренней зарядки

Ежедневно

Учитель

Проведение подвижных перемен на свежем воздухе

Ежедневно

 

Кл. руководители,

дежурный учитель, педагог-организатор

Проведение на уроках специальной гимнастики на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся

Систематически

 

Учителя- предметники

  1.  
    1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

 

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий

Постоянно

Директор, зам. директора по хозяйственной части

 

2

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

Постоянно

Зам.директора по хозяйственной части

 

3

Обеспечение соблюдения правил ПБ в школе

Постоянно

Директор

 

4

Содержание в исправности электрохозяйства и всех средств пожаротушения

Постоянно

Зам. директора по хозяйственной части

5

Регулярное проведение объектовых тренировок

По графику

Директор, начальник штаба ГО школы

6

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по ТБ в учебных кабинетах

По плану внутришкольного контроля

Администрация школы

Профком

7

Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе

Сентябрь

Администрация школы

8

Издание приказов:

- об охране жизни и здоровья школьников,

- о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ, ПБ и охраны труда

Сентябрь

Директор

9

Составление социального паспорта по классам, составление списков:

- учащихся группы риска,

- неблагополучных семей,

- многодетных семей,

- малообеспеченных семей,

- неполных семей,

- детей-инвалидов

Сентябрь

Классные руководители

10

Учет посещаемости учащимися школы

В течение года

Социальный педагог, классные руководители

11

Организация дежурства по школе

Сентябрь

Зам. директора

по ВР

12

Составление графика работы технического персонала

Сентябрь

Зам.директора по хозяйственной части

13

Оформление листков здоровья в классных журналах

Сентябрь

Классные руководители,

врач, м/с

14

Организация горячего питания в школьной столовой

В течение учебного года

Директор, отв.за питание

15

Обеспечение бесплатным горячим питанием нуждающихся учащихся

В течение учебного года

Директор

16

Проведение динамических пауз в начальных классах

Постоянно

Учителя начальных классов

17

Проведение подвижных игр на свежем воздухе

Постоянно

Учителя начальных классов

18

Составление графика работы спортивных секций и спортивного зала

Сентябрь

Зам. дир. по ВР

19

Оформление стенда «Хочу быть здоровым»

Октябрь

педагог-организатор,

Кл. руководители

20

Рейды:

- по проверке внешнего вида учащихся,

- по сохранности библиотечных учебников,

- по выполнению школьниками режима дня

По плану внутришкольного контроля

Зам. директора по ВР, библиотекарь, совет школьников

21

Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов

В течение года

Директор, зам. директора по хозяйственной части

 

22

Обеспечение хранения спортивного инвентаря

Постоянно

УчитеРуководитель физического воспитания

23

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

К началу зимнего периода

Директор

24

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды

Февраль-май

Воспитатели

 

25

Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9,11 классе

Май-июнь

Зам. директора

по УР

 

26

Организация ремонта учебных кабинетов

Летний период

Зав. кабинетами

 

27

Обеспечение требований ТБ во время ремонта школы и трудовой практики учащихся

В летний период

Директор, зам.директора по ХЧ, по ВР

28

Подготовка актов по приемке школы

Июль-август

Директор

 

29

Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов

Август-сентябрь

Директор

30

Приемка школы к новому учебному году

Август

Директор

 

 

3. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок

В течение года

Зам. директора по УР, руководители ШМО

 

2

Проведение вводного инструктажа по правилам ТБ, ПБ и охраны труда

Сентябрь

Март

Директор, классные руководители

3

Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий

В течение года

Зам. директора по УР, руководитель ШМО

4

Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения

По плану воспитательной работы

Классные руководители

5

Проведение тематических классных часов по нравственному воспитанию:

- «Учитесь властвовать собой» (7-8 классы)

- «Человек и его манеры» (4-5 классы)

- «Личная гигиена» (1-9 классы)

- «Жить, побеждая зло» (5-9 классы)

 

 

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Классные руководители

6

Проведение месячников:

- пожарной безопасности

- гражданской защиты

- охраны труда

 

Сентябрь

Октябрь

Май

Директор, зам. директора по ВР,

 

7

Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни

До декабря

Библиотекарь

8

Обеспечение соблюдения правил ТБ и ПБ во время проведения новогодних мероприятий и на каникулах

Во время каникул

Директор, зам. директора по ВР

 

9

Разработка рекомендаций классным руководителям по ведению индивидуального учета физического и психического состояния учащихся

Декабрь-январь

Директор, зам. директора по ВР

10

Разработка рекомендаций для учителей по вопросам педагогического общения

Ноябрь-декабрь

Зам. директора по ВР

11

Организация круглых столов по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление учащихся

Ноябрь

Март

Зам. директора по ВР

 

4. Оздоровительно- профилактическая работа

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики близорукости и сколиоза, режима проветривания кабинетов на переменах

Постоянно

Зам. директора по УР, учителя

Контроль соблюдения режима дня учащимися

Постоянно

Классные руководители

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся

По графику

врач, м/с

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера)

По отдельному плану

Классные руководители

Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению решать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т. д.

По плану

Классные руководители, служба СППС

Оказание социальной поддержки подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Постоянно

Классные руководители, педагог-психолог

Акция «Молодежь за здоровый образ жизни»

Октябрь-декабрь

Классные руководители, социальный педагог

Проведение утренней зарядки, подвижных школьных перемен

Постоянно

Дежурный учитель, педагог-организатор

Проведение физкультминуток на уроках

Ежедневно

Учителя- предметники

Проведение Дней здоровья

Каждая вторая суббота месяца

Учитель физ-ры

 

Работа спортивных секций, кружков

Систематически

Учитель физ-ры, педагоги дополнительного образования

10

Проведение месячника по уборке школьной территории

Сентябрь

Май

Кл. руководители

11

Озеленение учебных кабинетов и территории школы

Май-сентябрь

Классные руководители, учитель биологии

12

Организация летнего оздоровительного лагеря при школе

Июнь

начальник лагеря

13

Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период

Июнь-август

начальник лагеря, профком

14

Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива

Июнь-август

Директор, профком

15

Проведение медосмотра педагогов школы

Август-сентябрь

Администрация

 

 

                   4.1 Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия

 

№ п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

Подвижные игры на свежем воздухе

Ежедневно

Классные руководители

Проведение Дня здоровья

 

В месяц 1 раз

(каждая вторая суббота месяца)

учитель физкультуры

Легкоатлетический кросс

Сентябрь

Учитель физкультуры

Легкоатлетический эстафета

Сентябрь

Учитель физкультуры

Игра «Пионербол»  

Ноябрь

Учитель физкультуры

Соревнование по волейболу между классами                                          

Декабрь

Учитель физкультуры

Спортландия «Папа, мама, я-спортивная семья»

Декабрь

Учитель физкультуры

Лыжные гонки                                                                        

Январь  

Учитель физкультуры

Эстафета «Веселые старты»  

Февраль

Учитель физкультуры

Соревнование по волейболу

Февраль

Администрация школы, учитель физкультуры

Лыжная эстафета

Февраль

Кл. руководители, учитель физкультуры

Соревнование по баскетболу между классами

Март

Учитель физкультуры

Соревнование по настольному теннису                                                              

Март

Учитель физкультуры

Легкоатлетический кросс

Май

Администрация школы, учитель физкультуры

Соревнование между классами по футболу

Май

Учитель физкультуры

 

 

            5. Работа по преодолениюу учащихся вредных привычек

             

                             Мероприятия

Дата

Ответственные

Организация родительского патрулирования

В течение года

Социальный педагог

 

Индивидуальные беседы с детьми «группы риска»

Систематически

 

Зам. директора, кл. руководители, педагог-психолог

 

Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков

По плану кл. руководит.

Классные руководители

 

Оформление стендов «Хочу быть здоровым!», «Скажи наркотикам нет», «Береги здоровье смолоду»

Октябрь

 

педагог-организатор, классные руководители

 

Встречи учащихся с работниками милиции, медицинскими работниками

Ноябрь-декабрь, апрель

Администрация

Акция «Молодежь за здоровый образ жизни»

Октябрь-декабрь

Классные руководители

 

Анкетирование учащихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения.

В течение года

Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог

 

            6. Работа с родителями.

             

                 Содержание работы

дата

ответственные

 

Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся

Ноябрь, январь, апрель

 

Директор

 

 

Приглашение на родительские собрания медицинских работников

По плану

 

Классные руководители,

медработники

Организация индивидуальных консультаций для родителей

В течение

года

Классные руководители

 

Выступление на родительских собраниях по результатам диагностики

По плану

Классные руководители

5.

 

 

Участие родителей на спортивно-оздоровительных мероприятиях

По плану

 

Классные руководители

 

Родительский лекторий «Методы оздоровления детей в домашних условиях»

Раз в четверть

Классные руководители